СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

 

 

Рубрику ведет Председатель правления
Объединения "Глобал-Безопасность",
доктор экономических наук, профессор
Королёв Михаил Иванович

 

Немного о подготовке сотрудников охраны, занимающихся инкассацией и сопровождением ценных грузов

 

Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г. № 2487-1 выделяет охрану имущества «Заказчика» при его транспортировке в отдельный подвид охранных услуг. Когда ценность перевозимого груза исчисляется миллионами рублей, нужно позаботиться о его сохранности на всем протяжении пути. Даже суперсовременная аппаратура не заменит «человека с ружьем», специально обученного и подготовленного, а только поможет ему выпол­ нить задачу - защитить груз на трассе.

По дорогам России каждый день перевозятся тысячи всевозможных грузов и ценностей. Бизнесмены и руководители предприятий значительную часть времени проводят «на колесах». Но, как ни странно, именно во время движения, транспортные средства, их грузы, пассажиры и водители наиболее уязвимы со стороны криминальных элементов, что делает нападения на транспорт с целью завладеть перевозимым грузом, весьма распространенным видом преступлений.

По данным недавно проведенного Объединением «Глобал -Безопасность» исследования, вооруженное сопровождение ценных грузов вышло на 3-е место по востребованности среди охранных услуг. Сегодня многие частные охранные предприятия (ЧОП) для охраны и сопровождения ценных грузов формируют специализированные отделы, сотрудники которых проходят специальный курс обучения. Данный курс включает в себя обучение стрельбе в движении на автомобиле, работе со сложными средствами связи, а также занятия по тактике. В результате сотрудник получает навыки, необходимые для профессиональной охраны и сопровождения ценных грузов.

Введение такой специализации - ответ на пожелания заказчиков, которые становятся все требовательнее к уровню охраны. С другой стороны, и ЧОП заинтересован повышать качество услуги, чтобы работать с одним и тем же клиентом как можно дольше. Тем более, что риски, связанные с перевозкой грузов, очень велики и ошибки здесь обходятся дорого, как для заказчика, так и охранного предприятия, рискующего своей деловой репутацией.

Инкассация и сопровождение ценных грузов производятся при перевозке различными видами транспорта на территории Российской Федерации. На протяжении всего маршрута «Заказчику» предоставляется подробная информация о пути следования груза, состоянии транспортного средства, планируемом времени прибытия в пункт назначения. Перевозимый груз забирается в любом населенном пункте Российской Федерации и доставляется под охраной в пределах Российской Федерации; некоторые охранные организации практикуют кооперацию с аналогичными предприятиями Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ, что позволяет значительно расширить географию предоставляемых услуг.

Передача груза сотрудниками охраны осуществляется по системе «из рук в руки». По желанию клиента, специалистами отделов разрабатывается оптимальная (экономичная) схема маршрута. Обеспечение охраны груза предполагает, прежде всего, исключение незаконного вмешательства в деятельность транспорта третьих лиц. Под незаконным вмешательством имеются в виду противоправные действия, которые могут причинить вред здоровью людей, а также нанести материальный ущерб. Наряду с криминальными посягательствами к незаконному вмешательству относятся террористические акты, ставшие в последнее время «головной болью» всего человечества. По статистике, 50-70 % совершаемых террористических актов приходятся именно на транспортную структуру.

Самый действенный способ противостоять таким организованным группам - нанять вооруженную охрану. Это недешево: средняя цена за сутки работы одного охранника составляет 8- 10 тыс. рублей. Но компании, сталкиваясь с большими убытками от хищений, уже осознают, что для них альтернативы нет. Если раньше ущерб покрывался за счет страховки, то сейчас страховые компании закрываются одна за другой, а платежеспособность тех, которые остаются на рынке, вызывает сомнения. Охрана и сопровождение ценных грузов в пути просто необходимы, если «Заказчик» заинтересован в том, чтобы груз пришел в полном объеме и отличном состоянии.

Многие руководители, а также сотрудники охраны, когда начинают заниматься этим видом охраны, считают, что если у них есть бронированный автомобиль, оружие и крепкие ребята, которые обладают навыками рукопашного боя, то они готовы к работе по оказанию охранных услуг в области инкассации. Но они глубоко ошибаются: все это может служить лишь базой для приобретения знаний, умений и навыков для работы в этой сфере деятельности. Думаем, что ни для кого не будет секретом то, что в работе подразделений каждого вида охраны есть свои тонк